Новый взгляд на профилактику железодефицитных состояний у детей старше года

О важности сбалансированного рациона и соблюдения режима питания на первом году жизни врачам известно уже более 100 лет. В отличие от серьезного подхода к вскармливанию детей первого года жизни, питанию детей старше года уделяется относительно мало внимания, несмотря на то, что сбалансированный рацион остается очень важным на данной стадии быстрого роста и развития организма. Известно, что за второй год жизни ребенок вырастает на 12-14 см и прибавляет в массе 3-4 кг, что составляет около 50% темпа роста грудного ребенка, возрастает уровень энергетических затрат на физическую активность. У ребенка этого возраста отмечается анатомическое и функциональное развитие органов желудочно-кишечного тракта: формируется жевательный аппарат, емкость желудка увеличивается с 250 мл в 1 год до 300-400 мл к 3 годам, повышается активность ферментов, увеличивается продукция пищеварительных соков [1].

записаться к гинекологу Челябинска

Анатомо-физиологические особенности — не единственный фактор, определяющий «критичность» возрастного периода 1-3 года. Не менее важно формирование пищевого поведения, происходящее в этом возрасте. Индивидуальные вкусовые предпочтения возникают как на генетической основе, так и на основе ранее полученного опыта [2, 3]. Недавние исследования показали, что дети предпочитают фрукты и овощи, которые обладают большим энергетическим потенциалом (больше калорий на 1 грамм) [4]. Врожденное предпочтение сладкой, энергоемкой пищи, желание или нежелание что-либо есть у маленьких детей может стать серьезным препятствием для обеспечения полноценного и сбалансированного питания.

Все эти факторы являются основанием для разработки специальных врачебных рекомендаций по здоровому питанию детей старше года. Они должны быть просты, обоснованы и выполнимы, а главное — понятны родителям.

Нормы суточных потребностей в энергии и пищевых веществах детей 1–2 лет и взрослых

Пищевые потребности у детей раннего возраста

Вышеописанные анатомо-физиологические особенности детей старше 1 года определяют их пищевые потребности (табл. 1).

В пересчете на килограмм массы тела среднесуточные потребности детей второго и третьего года жизни в большинстве питательных веществ значительно превышают потребности взрослого человека, что требует повышенного содержания этих компонентов в ежедневном рационе.

Так, младенцам и детям младшего возраста количество необходимого железа равно потребностям взрослого мужчины (10 мг/сут), а в пересчете на килограмм массы тела ребенку ежедневно требуется в 5 раз больше железа, чем взрослому.

Следовательно, несбалансированное питание в этом возрасте критично — даже незначительные отклонения в рационе приводят к развитию дефицитных состояний.

Характер питания быстро изменяется в период от 9 месяцев до 3 лет, так как ребенок переходит на питание, принятое в семье. По сравнению с младенцами, перерывы между приемом пищи у детей второго и третьего года жизни значительно больше, спектр употребляемых продуктов разнообразнее. Имея большую питательную ценность, подавляющую часть рациона должна составлять энергоемкая, густая и плотная пища — злаки, овощи, фрукты, мясо и т. д. Достижение баланса между потреблением молока и других продуктов становится важным шагом в переходе ребенка к взрослому столу [1, 6].

Влияние современного образа жизни на пищевой статус детей раннего возраста

Культура вскармливания детей напрямую зависит от пищевого поведения родителей. Современный ритм, социально-экономические факторы оказывают существенное влияние на образ жизни и питание взрослого человека:

    Выход женщин на работу вскоре после родов для поддержки семейного бюджета сокращает ранее уделяемое ребенку время. Отсутствие культуры «семейных обедов» ведет к разрозненному приему пищи, несоблюдению режима питания. Все больше значения придается удобству, поэтому фаст-фуд, закуски, полуфабрикаты употребляются в большем количестве. Маленькие дети часто едят вне дома, поэтому родители уделяют большое внимание удобству упаковки продуктов питания, чем содержанию.

В результате влияний современного образа жизни характер питания детей младшей возрастной группы и дошкольников существенно изменился [4].

Несколько исследований, проведенных в России в течение последних лет, показали, что рацион детей младшей возрастной группы далек от идеала [7-9]:

    72% детей на завтрак едят глазированные сырки или сладкие йогурты; каждый десятый ребенок не ест фрукты; некоторые дети выпивают около 1100 мл/сут коровьего молока; 17% детей вообще не едят мясо; рыбу едят только 52% детей.

Данные исследования очевидно продемонстрировали дисбаланс в рационе детей младшей возрастной группы в России. Общая картина, полученная в результате этих исследований, не нуждается в комментариях.

Учитывая характер питания детей младшего возраста в России на сегодняшний день и отсутствие сбалансированности его элементов, дети подвержены развитию дефицитных состояний или избытка каких-либо питательных веществ, что может стать проблемой для их здоровья в будущем [7].

Дефицит железа

По российским данным, более чем у 40% детей раннего возраста выявляется железодефицитная анемия. С учетом, что железодефицитные состояния без анемии встречаются в 1,5-2 раза чаще, можно предположить, что более 60% детей раннего возраста в России страдают железодефицитом [10].

Последствия дефицита железа определяются степенью вовлеченности данного элемента в метаболизм. Железо является составляющим элементом гемоглобина, миоглобина и некоторых ферментов, выполняя разнообразные функции в обмене веществ (табл. 2). При отсутствии коррекции этиологических факторов, железодефицит неминуемо приводит к развитию железодефицитной анемии, которая отрицательно сказывается на интеллектуальном развитии, поведенческих и физических навыках, приводит к задержке психомоторного и когнитивного развития. Доклинические проявления дефицита железа предшествуют клинической манифестации анемии, последствия которой могут быть как легкими, так и тяжелыми. Есть данные, что влияние железодефицитной анемии на психомоторное развитие может носить необратимый характер, несмотря на проведенное лечение [11, 12].

Железосодержащие белки организма и их функции

Итак, актуальность поиска новых путей профилактики дефицита железа у детей раннего возраста обусловлена следующими причинами:

    железо — важный элемент питания, участвующий во многих физиологических процессах, включая развитие головного мозга; железодефицит и железодефицитная анемия — распространенная проблема у детей раннего возраста в России; несмотря на лечение препаратами железа, железодефицитная анемия может иметь необратимые последствия на психомоторное развитие ребенка.

Практическая нутрициология

Общепризнано, что профилактические меры способны предотвратить развитие железодефицитных состояний. Необходимо обеспечение рациона ребенка основными источниками железа (красным мясом, субпродуктами, рыбой, яйцами), важно учитывать биодоступность железа в рационе — контролировать объем употребления продуктов с низким содержанием железа и продуктов, ингибирующих всасывание железа.

Кроме того, необходима просветительская работа с родителями — так, нередки заблуждения, что куриная грудка и яблочный сок являются основными поставщиками железа. В действительности эти продукты в употребляемых количествах не могут обеспечить даже половину суточной потребности в железе.

Следует отметить опасность раннего введения обычного коровьего молока и употребления его в больших количествах в сочетании с диетой с низким содержанием железа.

Исследования, проведенные в нескольких странах, показывают прямую связь между развитием железодефицитных состояний и употреблением большого количества коровьего молока [13]. Согласно современным рекомендациям по питанию детей старше года молоко в натуральном виде должно присутствовать в рационе в виде кисломолочных продуктов (кефир, ряженка, йогурты), а также использоваться для приготовления различных блюд — молочных каш, запеканок, чая с молоком и др.

Большинство матерей больше осведомлены о полезных свойствах коровьего молока, чем о недостатках его избыточного потребления, предлагая молоко ребенку в больших объемах, чем рекомендовано. К ограничивающим факторам использования коровьего молока относят небольшое количество железа, витамина D, эссенциальных жирных кислот, низкий процент усвояемости железа (около 10%) [14].

Вышеописанные факты, тенденции современного образа жизни и доказательства негативных последствий дефицитных состояний явились основанием для разработки специализированных продуктов для здорового питания детей старше года.

Это сухие молочные напитки, производимые специально для детского питания. Их ключевыми преимуществами являются сбалансированное содержание важных минеральных веществ и витаминов (железо, цинк, йод и витамин D), обогащение эссенциальными жирными кислотами, снижение уровня белка и насыщенных жирных кислот по сравнению с обычным коровьим молоком. Добавление в рецептуру напитков функциональных ингредиентов — например, пребиотиков, оказывает положительное влияние на пищеварение ребенка. Современные технологии производства позволяют сохранять полезные компоненты напитка при его разведении [15]. Таким образом, частичное замещение большого количества коровьего молока специализированным продуктом может позволить поддерживать необходимый уровень потребления потенциально дефицитных элементов питания и уменьшить долю избыточно употребляемых компонентов.

Многочисленные исследования показали эффективность потребления обогащенного железом молочного напитка в профилактике дефицитных состояний у детей раннего возраста [12, 16-19]. Например, Daly и соавт. [17] установили, что применение смеси, обогащенной железом, вместо коровьего молока в качестве основного напитка у детей в возрасте от 6 до 18 месяцев приводит к достоверному снижению частоты анемии на 12?м и 18?м месяце жизни, а также полному отсутствию анемии в возрасте 2 лет. Рандомизированное исследование Williams J. с соавт. [19] показало, что в возрасте 2 лет в группе детей, получавших специализированный молочный напиток, параметры психомоторного развития были выше, чем у детей, получавших обычное коровье молоко.

Малютка® 3 — это специально разработанный сухой молочный напиток для детей старше 12 месяцев. Сравнительные данные пищевой ценности молочного напитка в сравнении с коровьим молоком представлены в табл. 3.

Состав молочного напитка Малютка® 3 по сравнению с цельным коровьим молоком

Следует отметить, что по сравнению с коровьим молоком сухой молочный напиток Малютка® 3:

    повышает потребление железа, йода, цинка и витамина D с целью профилактики дефицита этих компонентов; является дополнительным источником ненасыщенных жирных кислот, что важно в данный период активного роста и развития; содержит пребиотические волокна для повышения концентрации бифидобактерий в кишечнике, увеличения частоты дефекаций и образования мягкого стула.

Важной особенностью молочного напитка Малютка® 3 является комплекс «Умное железо®» — это железо в оптимальном сочетании с цинком и витамином С для лучшего усвоения железа. При соблюденном балансе всасывание указанных элементов оптимально [14], это придает комплексу «Умное железо®» особое значение в профилактике железодефицитных состояний у детей раннего возраста.

Следует отметить, что профилактика железодефицитных состояний с помощью специализированного молочного напитка имеет ряд преимуществ перед всеобщим профилактическим назначением железосодержащих препаратов — эффективность, удобство, практичность, отсутствие побочных эффектов [16-19].

Производитель молочных напитков рекомендует их для детей младшей возрастной группы от 1 до 3 лет в качестве отдельного питья или для приготовления блюд со злаками на завтрак или ужин. Рекомендованный объем потребления 300-400 мл в день.

В ситуациях, когда ребенок отказывается от обычного молочного напитка, важно привлечь его к полезному продукту приятным вкусом. С учетом пищевых предпочтений у детей старше года, в России было создано детское молочко Малютка® 3 с разными фруктовыми добавками (банан, персик, лесные ягоды). Рецептура данного продукта также включает комплекс «Умное железо®», пребиотики, необходимые витамины и микроэлементы с учетом возрастных потребностей.

Заключение

Дефицит железа является распространенной проблемой среди детей старше одного года. Своевременная диетологическая профилактика дефицита нутриентов открывает новые возможности формирования будущего здоровья ребенка. Cухой молочный напиток Малютка® 3, разработанный с учетом особых возрастных потребностей, позволяет оптимизировать питание детей младшей возрастной группы в условиях современного ритма жизни.

Литература

Справочник по детской диететике / Под ред. И. М. Воронцова, А. В. Мазурина. 2?е изд., доп. и перераб. Л.: Медицина, 1980. 416 с. Bartoshuk L. M. Comparing sensory experiences across individuals // Chemical Senses. 2000; 25; 447-460. Beauchamp G. K., Moran M. Acceptance of sweet and salty tastes in 2-year-old children // Appetite. 2003; 41; 97-98. Gregory J. R., Collins D. L., Davies P. S. W. et al. National Diet and Nutrition Survey: children aged 1,5-4,5 years. Volume I: report of the diet and nutrition survey. London: HMSO, 1995. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Методические рекомендации МР 2.3.1.2432-08 (от 18 декабря 2008 года). 41 с. Ладодо К. С. Рациональное питание детей раннего возраста. М.: Миклош, 2007. 143 с. Перевощикова Н. К., Бурмистрова Е. Ю. Особенности рациона детей в возрасте 1-3 лет и возможности его коррекции // Вопросы детской диетологии. 2010, т. 8, № 5, с. 20-24. Казюкова Т. В., Тулупова Е. В. Некоторые аспекты использования специального детского молочка в питании детей 2?го и 3?го года жизни // Педиатрия. 2011, т. 90, № 4, с. 84-91. Ладодо К. С. Распространенность дефицита минералов и витаминов у детей второго года жизни // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2011, № 5, с. 94-98. Казюкова Т. В. Профилактика дефицита железа у детей раннего возраста // Педиатрия. 2011, т. 90, № 4, с. 112-119. Lozoff B. et al. Long term developmental outcome of infants with iron deficiciency // N Eng J Med. 1991; 325: 687-694. Walter T. et al. Cognitive effect at 5 years of age in infants who were anaemic at 12 months: a longitudinal study // Pediatr Res. 1990; 28: 295. Казюкова Т. В. и соавт. Отдаленные последствия дефицита железа у детей раннего возраста // Вопросы детской диетологии. 2012, т. 10, № 3, с 39-46. Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации. М., 2010. 68 с. Конь И. Я., Абрамова Т. В., Коновалова Л. С., Куркова В. И. и соавт. Новые подходы к организации питания детей от 1 года до 3 лет с использованием продуктов промышленного производства // Лечащий врач. 2008, № 7, с. 23-28. Moffatt M. E. K., Longstaffe S., Besant J. et al. Prevention of iron deficiency and psychomotor decline in high-risk infants through use of iron-fortified infant formula: A randomized clinical trial // J Pediatr. 1994; 125: 527-534. Daly A. et al. Prevention of anaemia in inner city toddlers by an iron supplemented cow’s milk formula // Arch Dis Child. 1996; 75: 9-16. Gill D. G. et al. Follow-on formula in the prevention of iron deficiency: a multicentre study // Acta Paediatr. 1997; 86: 683-689. Williams J. et al. Iron supplemented formula milk related to reduction in psychomotor decline in infants from inner city areas: randomised study // BMJ. 1999; 693-698.

В. Ю. Ярцева*
Ю. С. Абросимова**

*Отдел организации медицинской помощи матерям и детям Минздрава Тверской области, Тверь
**ООО «Нутриция», Химки

Контактная информация об авторах для переписки: